Прием и обучение в российских школах детей, прибывающих из Украины, имеет ряд особенностей, на которые указано в письме Министерства образования и науки России от 14.08.2014 №08-1081 «О направлении методических рекомендаций по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территории Украины».
Минобрнауки России разъясняет руководителя школ, педагогам и родителям, что прием ребенка, прибывшего с территории Украины в школу осуществляется по личному заявлению родителя (представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность, или удостоверения беженца. Родители детей, прибывших с территории Украины, в том числе лица, признанные беженцами, являющиеся иностранными гражданами, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в России (миграционная карта, удостоверение беженца).
Не может быть отказано в приеме в школу в случае отсутствия документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык. В случае невозможности, в силу чрезвычайных ситуаций, представления документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык, ребенка могут принять в школу на основании заявления родителя (представителя) и документа, подтверждающего право заявителя на пребывание в России (миграционная карта).
Если ребенок прибыл с территории Украины в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребенка, либо без сопровождения (в исключительных случаях), ребенка могут принять в школу на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении прав ребенка, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет.
В случае если нет документов, подтверждающих уровень образования, полученного ребенком, и класс, в котором ему предстоит обучаться, то образовательное учреждение с согласия родителей или представителей организовывает промежуточную аттестацию. В какой форме она будет проводиться (собеседование или тест), а также по каким предметам, школа определяет самостоятельно.
Специальные условия получения образования (если ребенок нуждается в них) могут быть определены по результатам психолого-медико-педагогической комиссии. Она может быть назначена по личному заявлению родителя о прохождении ребенком данной комиссии к руководителю образовательного учреждения либо в органы местного самоуправления в сфере образования.