Статьей 33 Конституции РФ закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право имеют также иностранцы и лица без гражданства ( ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Требования к порядку рассмотрения обращений граждан установлены Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Граждане имеют право:
- обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения. Обращаться как устно при личном приеме, так и письменно, направив свое обращение любым удобным способом (по почте или через Интернет);
- не оплачивать любые обращения независимо от того, в какой форме они поданы, так как они рассматриваются бесплатно;
- прекратить рассмотрение обращения по собственной инициативе, подав в орган, куда он направлял свое обращение, заявление в произвольном порядке;
- обжаловать в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (например, пропуск сроков его рассмотрения или отказ в ответе по существу без должных оснований).
Гражданину, чтобы получить ответ на свое обращение необходимо:
- указать в нем свои Ф.И.О. и почтовый адрес, по которому он ожидает ответ или электронный адрес;
- написать текст разборчивым почерком, а лучше напечатать на компьютере;
- приводить новые доводы или обстоятельства в очередном обращении в тот же орган (в тому же должностному лицу), если ранее многократно давался не устраивающий его ответ на обращение по тому же вопросу.
Также гражданину следует иметь в виду, что установлены сроки рассмотрения письменного обращения (независимо от способа его поступления – по каналам связи или в ходе личного приема) – 30 дней с момента регистрации обращения в органе. В исключительных случаях этот период может быть увеличен руководителем органа еще на 30 дней.
При этом, о продлении срока рассмотрения обращения гражданин должен быть уведомлен.
Сотрудниками органов государственной власти и органов местного самоуправления, также государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, при рассмотрении обращений допускаются различные нарушения: оставление заявления без ответа, несвоевременная дача ответа, проведение проверки не в полном объеме и др., за что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по статье 5.59 за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.