С 6 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07.06.2013 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Указанным Федеральным законом уточнены основания принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также прекращения права аренды земельного участка. Кроме того, Федеральным законом изменен порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.
В соответствии с новой редакцией статьи 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при ненадлежащем использовании земельного участка по основаниям, приведенным в статье.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 54 Земельного кодекса в случае выявления при осуществлении государственного земельного надзора нарушений, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса, государственные инспекторы по использованию и охране земель, выдают землепользователям, землевладельцам предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Кроме того, следует отметить, что принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком возможно при условии неустранения в установленный предписанием об устранении нарушения земельного законодательства срок выявленного нарушения, выразившегося в ненадлежащем использовании земельного участка.
В случае выявления при проведении проверки фактов неустранения нарушения в установленный срок федеральный орган исполнительной власти, выдавший такое предписание, направляет копию акта проверки выполнения землепользователем, землевладельцем такого предписания с приложением копии предписания и иных связанных с результатами проверки документов в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Таким образом, территориальные отделы Управления Росреестра по Свердловской области будут направлять в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления документы для инициирования процедуры принудительного изъятия земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения у землепользователей, лишь в случае привлечения лица, неисполнившего в установленный срок предписание об устранении нарушения, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП.
Кроме того, Федеральным законом от 30.09.2013 N 262-ФЗ уточнены полномочия органов, осуществляющих рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере землепользования.
Установлено, что дела о нарушении сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность, предусматривающих административную ответственность по ст. 7.34 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель.
Санкция статьи 7. 34 КоАП РФ устанавливает административный штраф от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 утверждено "Положение о государственном земельном надзоре", возложившее земельный надзор на ряд федеральных органов исполнительной власти, в том числе на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Таким образом, с 01.10.2013 составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.34. КоАП РФ, а также их рассмотрение отнесено к компетенции Росреестра и ее территориальных органов.