В рамках проводимой в сентябре проверки законности размещения наружной рекламы на территории Качканарского городского округа в прокуратуру города от субъектов предпринимательской деятельности неоднократно поступали вопросы о рекламе, касающиеся законности установки и размещения рекламных конструкций на территории городского округа.
Реклама является довольно значимым социально-экономическим явлением, призванным в том числе развивать конкуренцию на рынке товаров, работ, услуг. Поэтому достаточно большое значение приобретают правовое регулирование рекламы, его развитие и совершенствование.
В связи с чем, прокуратура города Качканара разъясняет изменения законодательства о рекламе, касающиеся установки и размещения рекламных конструкций, введенные Федеральным законом от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Само понятие рекламной конструкции в рассматриваемом Законе было несколько расширено по сравнению с ранее действовавшей редакцией Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». В Законе № 98-ФЗ указано, что под рекламной конструкцией следует понимать наружную рекламу с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). Ранее в Законе о рекламе отсутствовало упоминание о проекционной рекламе как разновидности рекламных конструкций.
Среди прочих новелл законодательства в Законе № 98-ФЗ предусматривается, что органы местного самоуправления городского округа утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Эксплуатировать рекламные конструкции можно только при наличии разрешения на их установку и эксплуатацию (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции).
Органом, уполномоченным принимать документы, получать согласования и выдавать разрешение на установку рекламной конструкции на территории Качканарского городского округа, является Администрация Качканарского городского округа в лице начальника отдела архитектуры и градостроительства Администрации Качканарского городского округа, главного архитектора Качканарского городского округа.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (ч. 10 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции).
Кроме того, в Законе № 98-ФЗ урегулирован порядок выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в случае, если владелец рекламной конструкции одновременно является собственником недвижимости, к которой присоединяется такая конструкция. В этих случаях разрешение выдается не на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а на срок, указанный в заявлении, но в пределах сроков, утвержденных субъектом РФ. Срок, установленный субъектом РФ, должен быть не менее пяти и не более 10 лет. Разрешение на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции выдается на срок до 12 месяцев (ч. 17 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции).
Также согласно Законе № 98-ФЗ ужесточена ответственность за нарушение законодательства при размещении и эксплуатации наружной рекламы и уточнены правила по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций.
Так, в соответствии со статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Возбудить дело об административном правонарушении по ст. 14.37 КоАП РФ вправе прокурор.