Закончилась побаловавшая Какчанарцев теплой сухой погодой осень. Пришли первые холода, а вместе с ними то время, когда начинают замерзать реки и пруды, озера и водохранилища.
Радостно потирают руки любители одного из самых увлекательных видов лова рыбы – подледного. Да и для ребятни праздник – скоро можно будет примерять коньки и лыжи, доставать из кладовок санки. Хорошо гонять шайбу по звенящему льду, мчаться во весь опор с крутого берега или любоваться зимними пейзажами, неспешно отмеряя километры на лыжах.
Однако каждому необходимо знать те опасности, которые подстерегают на льду водоемов. Незнание их или пренебрежение ими приводит к несчастному случаю.
Указать все опасности, конечно, трудно, но отметить многие из них, основываясь на практическом опыте ,можно. Соблюдение мер предосторожности позволит сохранить жизнь и здоровье.
Запомните простые, проверенные опытом правила:
- Не выходите на тонкий неокрепший лед. Места с темным прозрачным льдом более надежны, чем соседние с ним - непрозрачные,замерзавшие со снегом.
- При переходе водоема по льду следует пользоваться оборудованными ледовыми переправами или проложенными тропами, а при их отсутствии - убедиться в прочности льда с помощью пешни.
- Проверять прочность льда ударами ноги опасно. Во время движения по льду следует обходить опасные места и участки, покрытые толстым слоем снега. Особую осторожность необходимо проявлять в местах, где быстрое течение, родники, выступают на поверхность кусты, трава, впадают в водоем ручьи и вливаются теплые сточные воды промышленных предприятий, ведется заготовка льда и т.п. Безопасным для перехода является лед с зеленоватым оттенком и толщиной не менее 7 см. При переходе по льду группами необходимо следовать друг за другом на расстоянии 5-6 метров и быть готовым оказать немедленную помощь впереди идущему. Перевозка грузов производится на санях или других приспособлениях с возможно большей площадью опоры на поверхность льда. Пользоваться на водоемах площадками для катания на коньках разрешается после тщательной проверки прочности льда, толщина которого должна быть не менее 12 см, а при массовом катании – не менее 25 см. При переходе водоема по льду на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней, а при ее отсутствии, прежде чем двигаться по целине, следует отстегнуть крепления лыж и снять петли лыжных палок с кистей рук. Рюкзак или ранец необходимо взять на одно плечо.
- Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 метров. Во время движения лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда и следит за его состоянием. Каждому рыболову рекомендуется иметь собой при выходе на лед (особенно на первый и весенний) прочный шнур длиной 20 - 25 м., на одном конце которого должен быть закреплен груз весом 400-500 граммов, а на другом - изготовлена петля. Выходя на лед, обследуйте его впереди себя пешней. На первом льду пользуйтесь остроконечной пешней, а не в форме лопатки. Последней нельзя правильно определить толщину и прочность льда впереди себя.
- Во время рыбной ловли нельзя пробивать много лунок на ограниченной площади и собираться большими группами.
- Не пользуйтесь коньками на первом льду. На них очень легко въехать на тонкий, неокрепший лед или в полынью.
- В случае крайней необходимости перехода опасного места на льду завяжите вокруг пояса шнур, оставив за собой свободно волочащийся конец, если сзади движется товарищ.Переходите это место с большим шестом в руках, держа его поперек тела.
- Помогая провалившемуся под лед товарищу, подавайте ему в руки пояс, шарф, палку, рукоятку пешни и т. п. За них можно ухватиться крепче, чем за протянутую руку, к тому же при сближении легче обломить кромку льда.
- Попав случайно на тонкий лед, отходите назад скользящими осторожными шагами, не отрывая ног ото льда.
- Не ходите с грузом за плечами по ненадежному льду. Если этого нельзя избежать,обязательно снимайте одну из лямок заплечного мешка, чтобы сразу освободиться от него в случае провала.
- При провале под лед не теряйтесь, не пытайтесь ползти вперед и подламывать его локтями и грудью. Постарайтесь лечь на спину и выползти на свой след. Цепляйтесь за лед ножом, ключом, отверткой, другими острыми предметами. Старайся наваливаться и опираться на край полыньи не ладонями, а всей рукой и затем – верхней половиной туловища, захватывая наибольшую площадь льда. Постарайтесь забросить ногу на лед, а потом – ползти, переворачиваясь. Первые несколько метров ползите по собственным следам. После выхода на безопасное место не отжимая одежды (не раздеваясь) бегите как можно быстрее к ближайшему жилью или костру.
- Будьте особенно осторожны при переходе реки по льду ниже плотин. Там условия перехода меняются быстро, и иногда уже через 2-3 часа нельзя вернуться обратно по своему следу.
- В оттепель после первых морозов лед становится тонким. Особенно опасен тонкий лед, припорошенный снегом.
- Над большими глубинами лед становится позднее, и поэтому он менее прочен, а значит, и опасен тогда, когда кругом на средней глубине он достаточно надежен.
- Под мостами, в узких протоках между широкими плесами и в проливах между островами лед часто бывает опасным даже в середине зимы. Весной по льду в упомянутых местах ходить нельзя.
- Спускаясь с берега на лед, осевший при спаде воды, остерегайтесь глубоких трещин,скрытых под снегом. В них можно тяжело повредить ногу.
- На первом и весеннем льду не подходите близко к осоке, затопленным кустам: около них лед обычно бывает тоньше.
- Находясь на льду, учитывайте, что он нарастает под снегом медленнее, чем на открытом бесснежном пространстве.
- Не зная особенностей водоема или условий становления льда, не пытайтесь выезжать на лед на автомашине.
- В озерах родниковые ключи иногда встречаются на больших глубинах, и лед над ними опасен.
- В устьях речек и ручьев лед часто бывает ненадежным в течение всей зимы. После метели остерегайтесь не замерзших лунок под снегом. Не подходите близко к лункам, в которые ставят промысловые сети. Они всегда покрыты тонким льдом и снегом. Замечайте их по колотому льду около лунки.
- Остерегайтесь промоин во льду на местах с быстрым течением.
Заметив провалившегося под лед человека, немедленно сообщите в Единую дежурно-диспетчерскую службу 112, 8 (34341)6-88-00 и по возможности, примите меры к его спасению.