Этикетки должны быть правильными не только с точки зрения маркетинга, но и требований закона. Между тем, правил их оформления, особенно с учетом маркировки товаров, все больше. Этикетка решает сразу несколько задач: привлекает внимание покупателей, дает полную и правдивую информацию о товаре, служит основой для защиты прав потребителей и т.д.
Если первая задача решается при помощи маркетологов и дизайнеров, то параметры второй определены требованиями законодательства. К разным группам товаров предъявляются разные требования по оформлению. Закон о защите прав потребителей обязывает производителей, как минимум, сообщать об основных свойствах товаров:
- Название продукции и его характеристики
- Информация об изготовителе и/или импортере (название, адрес производства)
- Дату выпуска/изготовления, срок и условия хранения
- Обозначение технического регламента (ТУ или ГОСТ)
- Вес, объем или размер
- Состав
Существует специальный ГОСТ, с которым надо сверить упаковку своего товара, если речь идет о продуктах питания. В первую очередь, надо обратиться внимание, что этикетка должна быть на русском языке. При этом допускается и перевод на другие языки. На продуктах, кроме основной информации, еще должны быть указаны:
- Состав (ингредиенты должны быть указаны в порядке убывания их доли в продукте)
- Пищевая ценность (соотношении углеводов, жиров и белков или калорийность)
- Информация об использовании ароматизаторов, пищевых добавок, красителей, ГМО, аллергенов (обычно пишут: продукт может содержать следы арахиса, глютена, яичных белков и пр).
Все эти данные должны соответствовать действительности. Также запрещается вводить потребителей в заблуждение названиями товаров (например, «Овсяное печенье» не может быть печеньем из пшеничной муки, а «Натуральный йогурт» - продуктом с заменителем молочного жира). Производителям продуктов также нельзя указывать на этикетке формулировки «экологически чистый», «без консервантов», «без глютена», если этого нельзя доказать специальными сертификатами.
Требования к этикеткам прописаны в ГОСТ 10581-91.
На этикетке одежды, помимо всего прочего, надо указывать размер и наименование изделия, как за ним ухаживать (стирка, глажка при определенной температуре). Последнее можно в виде общепринятых символов.
Еще есть группа товаров, которые подлежат маркировке. Это обувь, табачная продукция, некоторые виды одежды и текстиля, парфюмерия, молочная продукция и пр. Этикетка этих товаров должна содержать, кроме основной информации, еще и специальный QR-код.
Отдельно стоит обратить внимание на маркетплейсы. Они часто предъявляют свои требования к оформлению дополнительных этикеток на товары, которые продаются на их площадках. То есть эти условия надо внимательно изучить заранее.