Памятка для предпринимателей в связи с вступлением в силу 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
С 1 июля 2021 года вступают в силу большинство положений Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о госконтроле (надзоре)).
В соответствии со статьей 36 Закона о госконтроле (надзоре) контролируемое лицо[1] вправе привлекать уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами.
Одним из ключевых новшеств Закона о госконтроле (надзоре) является возможность обжалования предпринимателями решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в судебном порядке только после их досудебного обжалования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021
№ 663 «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 г.» утвержден перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года. В перечне содержатся 62 вида контроля (надзора) наиболее распространенных видов государственного контроля (надзора) (например, МЧС России, Роспотребнадзора).
При этом общая норма об обязательном досудебном обжаловании решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, за исключением случаев обжалования гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности, вступит в силу с 1 января 2023 года.
Подать жалобу на решения контрольно-надзорных органов и их должностных лиц в досудебном порядке можно с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (сайта https://www.gosuslugi.ru/) через специальный цифровой сервис «Жалоба на решение контрольного органа».
При подаче жалобы индивидуальным предпринимателем она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
К жалобе может быть приложена позиция уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации направляется уполномоченным органом лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
Во исполнение Закона о госконтроле (надзоре) Генеральной прокуратурой Российской Федерации, которая является оператором Единого реестра проверок, принимаются меры к трансформации данной государственной информационной системы в «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ЕРКНМ, далее - Единый реестр).
Обновленный Единый реестр будет размещен на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации и будет содержать информацию обо всех новых видах контрольных (надзорных) мероприятий: контрольной закупке, мониторинговой закупке, выборочном контроле, инспекционном визите, рейдовом осмотре, документарной проверке, выездной проверке, выездном обследовании, наблюдении за исполнением обязательных требований.
Контролеры должны будут вносить в Единый реестр данные
об осмотре, досмотре, опросе, получении письменных объяснений, об истребовании документов, отборе проб (образцов), инструментальном обследовании, испытаниях, экспертизе, эксперименте, об отнесении объектов контроля к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Также на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации можно получить сведения из Единого реестра проверок Генеральной прокуратуры Российской Федерации (https://proverki.gov.ru/portal) о внеплановых проверках, а также сведения о плановых проверках из Сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/consolidated-audit-plan/ul-ip), проведенных или начатых до 01.07.2021, а также по тем видам контроля, по которым не утверждены новые положения.
В целях сопоставления с информацией, содержащейся в Едином реестре проверок, на Портале Бизнес-навигатора МСП (https://smbn.ru/) функционирует «зеркальный реестр» проверок» – механизм обратной связи для получения в онлайн режиме информации от субъектов МСП о результатах проверок и нарушениях, допущенных при их проведении.
Кроме того, на Портале создан механизм получения обратной связи от субъектов МСП о проведении проверок в случае нарушения контрольно-надзорными органами в 2021 году моратория на проведение проверок в отношении МСП, за исключением внеплановых проверок, основанием для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Все обращения, сформированные на Портале Бизнес-навигатора МСП, направляются на адрес горячей линии Генеральной прокуратуры Российской Федерации для принятия мер прокурорского реагирования.
По ключевым видам государственного контроля (надзора) для предпринимателей Свердловской области создан специализированный сайт - портал по контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области (https://knd.egov66.ru/pages/about).
На региональном портале осуществляется размещение актуальной информации для предпринимателей региона, представлены ответы на наиболее частые вопросы предпринимателей, возникающие при проведении проверок и по итогам совместных мероприятий, а также типичные ошибки, которые выявляют надзорные органы. В разделе новости и мероприятия публикуется информация о событиях, связанных с деятельностью надзорных органов в отношении бизнеса.
На региональном портале реализована возможность проведения предпринимателем самопроверки для оценки готовности к визиту органа контроля (с указанием меры ответственности в случае выявленного нарушения и способа его устранения). Уникальная ссылка позволяет пройти чек-лист в несколько этапов, с возможностью сделать паузу и продолжить в любое время.
[1] Под контролируемыми лицами понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю (статья 31 Закона о госконтроле (надзоре)).