1923 г. р.
Служба в Советской Армии с 1941 по 1947 год. Участник боев под
Москвой. II Белорусский фронт. 39 отдельный танковый батальон.
Сержант. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями
«За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в
Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными.
От Москвы до парада Победы
Москва ликовала. Красная площадь принимала парад. К ногам победившей страны падали поверженные фашистские знамена. Торжественно маршировали колонны, держа равнение на трибуны мавзолея, где стояли руководители Советского Союза во главе с товарищем Сталиным.… Вот громко заговорила брусчатка: на Красной площади появились танки. Танкисты из открытых люков тоже смотрели на мавзолей.
Одну из этих боевых машин вел Федор Брызгалов. На душе его было светло и солнечно, хотя утро в этот день, 24 июня 1945 года, было пасмурным. Брусчатка все еще была мокрой, хотя дождь уже почти закончился.
Парад Победы планировался на 22 июня, день начала Великой Отечественной войны. Но хлынул дождь. И почти двое суток небеса оплакивали погибших в схватке с фашизмом. Среди погибших и три брата Федора Брызгалова. Природа плакала, посылая благодатный дождь, чтобы умыть землю, очистить и облегчить души людей. И вот ведет Федор свою боевую машину по Красной площади, слышит, как гусеницы танка бодро и ритмично говорят о чем-то с умытой брусчаткой. Наверно, о том, что только здесь почувствовали они под собой твердую и надежную опору. А о долгих дорогах войны разве расскажешь за короткое время победного марша? И разве думал Федор, что так торжественно закончится его боевой путь, который начался четыре года назад в городе Нолинске Кировской области?
Федора и других ребят 9 сентября 1941 года вызвали в райком комсомола.
– Знаете, что началась война? – спросили по-военному кратко. – Заполняйте анкеты.
Заполнили быстро; скрывать им нечего, да и немного еще прожили на свете: Федору в августе исполнилось восемнадцать.
14 сентября пришла повестка, а утром 15-го он уже был в военкомате. Призывников посадили в машину-полуторку. Но их путь до Кирова (почти 150 километров) оказался пешим. Едва доехали до ближайшего села Кырчаны – машина поломалась. Дали им пополнение, 12 человек, дали лошадь, чтобы везти котомки – и пешком до районного села Суна. Там снова пополнение, ночевка в Доме колхозника. Потом были ночевка и пополнение в селе Кумены – и еще 55 километров до Кирова.
Федор Иванович до сих пор отчетливо помнит этот солнечный день 19 сентября, последний день на родной земле. В просторном дворе областного военкомата, обнесенном высоким забором с проволокой в четыре ряда, собралось 600 человек. Здесь и переночевали, прямо на земле, под покровом теплой ночи и под надзором бдительных часовых. А утром пришли «покупатели».
– Кузнецы, шофера, трактористы, вперед! – командовал капитан с кривой трубкой в зубах.
– С образованием семь классов и выше, три шага вперед! – вышли Федор и еще восемь парней. – За мной! На второй этаж! И на вокзал!
Это были первые команды, которые, ни о чем не спрашивая, следовало выполнять. Потом был вокзал, поездка до Свердловска и дальше, до Еланского разъезда. Месяц учебы в Еланских лагерях, жизнь в землянках, рота в 125 человек. В октябре приняли присягу. А в ноябре свежеиспеченные механики-водители получили в Свердловске танки «БТ-70». И 30-й отдельный танковый батальон (20 машин по три человека в каждой) отправился под Москву, где шли ожесточенные сражения.
Первая встреча Федора Брызгалова со столицей оказалась горячей, огненной. Впрочем, их танковый батальон прибыл сюда и вступил в бой, когда советские войска уже пошли вперед, а враг вынужден был отступать – и тем свирепее дрался. В битве за Москву в декабре 1941 года наш юный танкист получил первое боевое крещение.
– Мой танк сгорел, я был ранен в ногу, – рассказывает Федор Иванович. – Отползли мы с лейтенантом Сабденовым. Мороз – страшный! Пулемет немецкий строчит, а у нас только личное оружие – револьвер семизарядный. До дороги, по карте, километра полтора. Но как меня, раненного, доставить в тыл, если Сталин своим приказам №122 повелел: «Ни шагу назад!» Добрались мы до дороги. Стоять не могу. Навалился на дерево. Машины идут в тыл – не останавливаются. И все-таки лейтенант сумел одну притормозить, доставил меня в тыл, сдал в медсанбат – и больше до 1944 года не видел я моего спасителя.
Куда военные ветры занесли лейтенанта Сабденова, Федор не знал. Сам же он вскоре оказался в Саратове, куда вместе с другими ранеными был доставлен из санбата на самолете «У-2». И до весны 1942-го лечился в госпитале. Радовался, что поправляется, и с каким-то чувством вины думал о своем танке, сгоревшем в первом же бою. И куда теперь он, танкист безлошадный? Оказалось: в запасной полк, тут же в Саратове. А потом в город Копейск Челябинской области – за новыми танками «Т-34». Переподготовка – и на фронт, под Ржев.
А там, как вспоминает Федор Иванович, было настоящее пекло, жестокая мясорубка, перемоловшая не тысячи, а два миллиона жизней!
– Враг был вооружен до зубов, а у наших только винтовки, и то не у всех, – с горечью говорит ветеран. – Храбро бились наши сол-даты, но голой храбрости на войне мало. Немцы наступали, а мы отступали, долго отступали. Потом закрепились и простояли в обо-роне до 6 ноября 1942 года.
После больших потерь было новое пополнение, формирование – и танкист Брызгалов в составе Второго механизированного корпуса оказался в Сталинграде и участвовал в окружении армии Паулюса. А дальше – на запад, с боями от Волги до Дона. В феврале 1943-го в сражении за Ростов танк Федора был подбит – и механик-водитель опять безлошадный.
На сей раз путь на фронт лежал через Среднюю Азию. От войны далеко, но всему взводу сразу же выдали автоматы и, как оказалось, не напрасно. Пустыня, аул, невыносимая жара. Жили в палатках. Теоретическая учеба чередовалась с заготовкой саксаула, которая не имела никакого отношения к военным знаниям. Однако не раз во время этой мирной работы приходилось браться за оружие, отбиваясь от басмачей. По завершении учебы семь человек, в том числе и Федор, были направлены в небольшой узбекский городок, в запасной полк, где они работали инструкторами по оружию до октября 1943 года.
А в октябре – маршевой ротой на фронт, который был уже в Белоруссии. Враг отступал, но сдаваться не хотел.
– Бои под Витебском были сильные, – говорит ветеран. – Почти всю зиму мы оборонялись. А летом перешли в наступление и взяли Витебск. И вот там я встретил Сабденова, который воевал уже в звании майора. И он выхлопотал меня в свой взвод
И рассказывает Федор Иванович, как они вместе с боевым другом воевали за освобождение Эстонии, Латвии, Литвы. Есть в Латвии река Вента, которая несет свои воды в Балтийское море. И есть там небольшой городок Баус, бои за который были долгими и жестокими. И погиб на латвийской земле казах Рафаил Сабденов. Не удалось экипажу вытащить своего командира из горящего танка.
– Эта горячая болванка, снаряд из немецкого танка, попала под башню нашего танка и прямо в живот командиру, перегнув его тело пополам, – рассказывает Федор Иванович, который и сам в боях за Литву был ранен.
После лечения, получив другую машину, танкист Брызгалов до конца войны был в строю.
– 6 мая 1945 года мы взяли Кенигсберг, а 8 мая получили известие, что Гитлер капитулировал. А через несколько дней узнали, что 22 июня будем участвовать в параде Победы. Из нашей бригады – два танка: мой и Михаила Михалицына.
Федор считал, что парада Победы достоин каждый воин, и смущался, что выбор пал на него. Но был доволен и заранее волновался. А вскоре Брызгалов и Михалицын со своими танками в составе Кантемировской дивизии прибыли в Москву.
– Жили мы на Красной Пресне. Подготовка к параду была ежедневной, с двенадцати ночи до пяти утра. Готовились целый месяц и ждали 22 июня. Но в этот день пошел сильный дождь.
И вот 24 июня 1945 года. Торжественно движутся танки по умытой Красной площади. Бывалые гусеницы четко и громко рапортуют мокрой брусчатке о славных своих походах. И четыре военных года, спрессовавшиеся в памяти Федора, вспыхивают сейчас яркими эпизодами потерь и побед. И сердце возмужавшего на войне юноши сжимается от боли и радости. И чувствует он, что Красная площадь тоже дышит болью и радостью.
В те торжественные минуты танкист Федор Брызгалов жил ощущением Победы, этого великого «праздника со слезами на глазах».
Потом он вернется в Германию, в свою часть. Потом откроется рана в левой ноге – и будет госпиталь в России. И учебный танковый полк. После переподготовки – снова Москва, где они получат английские танки «Валентайм». А дальше служба на Украине: Львов, Дубно, Ровно, борьба с бандеровцами. От бандеровцев пришлось охранять и сельскую раду в селе Варковичи, где в феврале 1946 года проходили выборы.
Лишь к весне 1947 года Федор Брызгалов вернется домой. И еще более сорока лет бывший механик-водитель танка проведет за рулем автомобиля.
Мирные дороги приведут его однажды в Качканар, где живет он и по сей день. В городском совете ветеранов Федора Ивановича знают как активного человека и большого жизнелюба, хотя частенько напоминают о себе три осколка в ноге, оставшиеся после ранения в Латвии. «Это память», – улыбаясь, говорит он. Святую память о войне носит ветеран и в своем сердце.
(Записано со слов правнучки Араповой Арины)
Федор Иванович Брызгалов родился 11 августа 1923 года в г. Нолинске Кировской (Вятской) области.
В ряды Советской Армии был призван в августе 1941 года со второго курса Горьковского водного техникума после начальной военной подготовки в Еланских танковых лагерях Свердловской области.
В боевых действиях участвовал с ноября 1941 года. В декабре 1941 года был тяжело ранен в битве под Москвой.
После выздоровления в марте 1942 года снова оказался в действующей армии.
Участвовал в боях под Ржевом и Старой Руссой. После переформирования в ноябре 1942 года был направлен в составе танкового корпуса в район Сталинграда. Участвовал в Сталинградской битве. Был снова ранен, после лечения был направлен на учебу в Полтавское танковое училище.
После его окончания воевал в составе Второго Белорусского фронта в битве за г. Витебск.
В дальнейшем часть перевели в состав Прибалтийского фронта, где Федор Иванович воевал в Восточной Пруссии и закончил войну весной 1945 года в г. Кенигсберге (сейчас г. Калининград), там и узнал о капитуляции Германии.
Демобилизовался из Советской Армии в 1948 году.
После войны работал более 40 лет водителем грузопассажирских перевозок.