Служба в Военно-Морском Флоте с 1944 по 1956 год. Моряк Черноморского флота. Капитан-лейтенант.
Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», медалью Нахимова, «За победу над Германией в Великой
Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными.
С 1963 по 1992 год работал начальником сектора в отделе главного механика Качканарского горно-обогатительного комбината.
Добавлено 17.01.2015г. автор Наталья Ивановна Титовец
Воины в 17 лет
В мае нынешнего года наша страна отметит семидесятую годовщину со дня великой Победы, а в 2014 году исполнилось 70 лет со времени проведения последнего военного призыва Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Соответствующее постановление «О призыве на военную службу призывников 1927 года рождения» Государственный Комитет Обороны принял 25 октября 1944 г., а сам призыв проводился в ноябре 1944 г. На действительную военную службу были призваны молодые люди, которым едва исполнилось 17 лет.
В постановлении были определены 4 категории населения, которые освобождались от очередного призыва. Во-первых, это рабочие предприятий, имеющих квалификацию 3-го разряда и выше, учащиеся ряда ремесленных училищ и школ наркоматов. Во-вторых, это студенты всех высших учебных заведений и учащиеся всех техникумов. Не подлежали очередному призыву учащиеся 10-х классов средней школы и 9-10-х классов специальных школ Наркомата просвещения. Четвертую категорию составляли призывники местных национальностей Грузинской, Азербайджанской, Армянской, Туркменской, Таджикской, Узбекской, Казахской и Киргизской союзных республик, Дагестанской, Кабардинской, Северо-Осетинской автономных социалистических республик, Адыгейской и Черкесской автономных областей.
Всего было призвано 1 млн. 156 тыс. 727 человек. Из числа призывников 60 тыс. человек направили на укомплектование войск НКВД, остальных — в запасные, учебные части и специальные училища и школы с шестимесячным сроком обучения. Часть несовершеннолетних солдат, пройдя ускоренным темпом курс молодого бойца, была отправлена на фронт, из них 280 тыс. навсегда остались на полях сражений европейских стран, которые им пришлось освобождать от фашизма. Среди участников Великой Отечественной войны последнего военного призыва 15 человек получили высокое звание Героя Советского Союза.
У большинства же призывников 1927 года рождения судьба была иная. Они не воевали на фронте, но находились рядом с ним, охраняли военные объекты, железнодорожные и шоссейные мосты, сопровождали на фронт эшелоны с техникой, снаряжением и продовольствием. Для многих молодых солдат война еще долго продолжалась и после Победы. Они с оружием в руках участвовали в ликвидации бандитских националистических группировок на Западной Украине, в Белоруссии, республиках Прибалтики, разминировали бывшие оккупированные территории, проводили траление в акватории Черного и Балтийского морей, конвоировали немецких военнопленных, несли пограничную и караульную службу. После окончания войны они находились в постоянной боевой готовности, месяцами не снимая шинелей, и служили в Советской Армии больше трех положенных по закону сроков. Срочная служба для них была продлена до 7-9 лет. Следующий массовый очередной призыв на военную службу был проведен только в 1949 году.
Особая заслуга этого поколения защитников Отечества в том, что на их плечи легла ответственность за поддержание и укрепление обороноспособности нашей страны после массового увольнения старших возрастов рядового, сержантского и старшинского состава после окончания войны. Демобилизация из Вооруженных Сил началась 5 июля 1945 г., согласно принятому 23 июня 1945 г. 12-й сессией Верховного Совета СССР Закону «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии». В начале сентября действие Закона было распространено на войска, дислоцированные на Дальнем Востоке, последующие этапы демобилизации проводились на основании специальных указов Президиума Верховного Совета СССР. К началу 1948 г. демобилизация в основном завершилась: из рядов Вооруженных Сил СССР было уволено около 8,5 млн. человек. В строю осталось 3 млн. человек, в основном 1926-1927 годов рождения. Это их теперь называли «основным контингентом» Вооруженных Сил СССР. Многие солдаты, успевшие до призыва окончить только 4-8 классов, получили возможность учиться в вечерних средних школах, а затем и в военных училищах, составив значительную часть советского офицерского корпуса.
Генерал-майор Г.М.Ширшов, начавший военную службу в 1944 г., так выразил свое мнение об этом поколении советских солдат: «Как говорится понюхавшие пороху, прослужившие по 4-5 лет, они являлись подлинными профессионалами своего дела и, на мой взгляд, Советская Армия конца 40-х — начала 50-х годов прошлого века была самой сильной в мире. Кадровой основой армии являлся именно последний военный призыв». Непосредственным участником событий того времени стал и мой отец, Иван Андреевич Киселев, призванный семнадцатилетним в последний военный призыв на Черноморский флот.
Детство
Предки Киселевых родом из Белоруссии. Во времена аграрных столыпинских реформ они переселились на Урал обживать новые земли. Родители И.А. Киселева жили в деревне Боярщино. Отец – Андрей Акимович Киселев, мать – Ульяна Тимофеевна Киселева ( в девичестве Калекина). Семья Киселевых, по сельским меркам, была небольшой - старшая дочь Мария, работавшая во время войны учительницей, средняя дочь умерла еще подростком.
20 октября 1927 года в семье родился любимый и единственный сын – Ванечка. Во время коллективизации Андрей Акимович Киселев с женой и детьми перебрались в поселок Старая Ляля Исовского района Свердловской области. Глава семьи работал в леспромхозе, дочь начала преподавать в школе, средств на жизнь хватало. Младшенького Ванечку баловали. У него даже был свой велосипед, по тем временам большая редкость в деревне. Спокойное счастливое детство оборвала война.
Отца, А.А.Киселева, по возрасту на фронт не взяли, но в первые месяцы войны призвали в трудармию.
Использование трудовой армии на Урале было обусловлено необходимостью превращения региона в мощный центр оборонного производства. В первые месяцы войны был принят военно-хозяйственный план на IV квартал 1941 и 1942 гг., в соответствии с которым ставилась задача в короткие сроки ввести в действие в уральском регионе новые шахты, ускорить строительство электростанций, оборонных предприятий и металлургических заводов. Одновременно предусматривалось развитие сети лесозаготовительных пунктов и рудной базы, строительство транспортных коммуникаций4. На Урал переводились предприятия наркоматов боеприпасов, вооружения, авиационной промышленности и др. По подсчетам уральских исследователей, количество передислоцированных предприятий за год войны составило 730 5. Организуя их перебазирование, советское руководство учитывало геополитическое и экономическое положение региона. Урал находился в достаточном удалении от боевых действий, но был ближе к фронту, чем Сибирь, Средняя Азия и Казахстан. Уральские города к этому времени стали индустриальными центрами. Через территорию Урала проходили основные транспортные магистрали из европейской части России на восток; кроме того, здесь находились крупные объекты незавершенного строительства и большие производственные площади.
Развернутое широкомасштабное строительство и организация работы предприятий и других объектов потребовали привлечения значительного количества рабочей силы, которой в регионе не хватало. В первый год войны укомплектованность рабочими кадрами предприятий и строек составляла от 54 до 85%.6 Отчасти компенсировать нехватку трудовых ресурсов была призвана трудармия в форме рабочих колонн, численность личного состава которых в регионе была достаточно высока и составляла более 40% от количества трудармейцев в СССР. - Гончаров Георгий Александрович. Трудовая армия на Урале в годы Великой Отечественной войны : диссертация... д-ра ист. наук : 07.00.02 Челябинск, 2006 438 с. РГБ ОД, 71:07-7/136.
Война практически уравняла все деревенские семьи: хлеб по карточкам, продовольственный налог на мясо, молоко и другие продукты, добровольно-принудительные общественные работы. В 16 лет Ванечка остался без матери. Уехала Ульяна Тимофеевна в Свердловск на операцию, да там и умерла на операционном столе. И остался Ваня Киселев практически один, сам себе и большой и маленький. Оставив учебу в школе, устроился грузчиком в продснаб. Худенький парнишка сам был весом с те пятидесятикилограммовые мешки, которые ему приходилось таскать.
В октябре 1944 года Ивану исполнилось 17 лет, и через три дня пришла повестка из военкомата.
На Черноморский флот
В одном из школьных исторических сборников «Великая Отечественная в судьбе моей семьи», вышедших в школе им. К.Н.Новикова в Качканаре в 2001г., опубликованы короткие воспоминания И.А.Киселева, записанные его внуком.
«Моего деда Ивана Андреевича Киселева забрали на войну совсем мальчишкой. В октябре 1944 года ему исполнилось 17 лет, и его забрали в армию. Но перед этим в городе Нижняя Тура их готовили к войне, готовили довольно своеобразным способом. Дед много лет спустя вспоминал, проезжая мимо Шайтан-горы, как их каждый день гоняли на гору (кстати довольно отвесную) на штурм. Голодные грязные пацаны после таких “упражнений” сильно уставали.
На войну везли в “теплушках” — специальных обогреваемых вагонах, приспособленных для перевозки людей. Нашелся хитрец, который пришел в “теплушку” и сказал, что желающие поступить на флот, пускай сдают деньги, он договорился. На самом деле именно эта часть двигалась на пополнение флота. В любом случае на флот они бы попали. Так что жуликов везде хватало.
Фронт ушел уже довольно далеко и часть, где служил мой дед, шла как бы по следам фронта. По прибытии в Одессу их приписали к кораблям, и дедушка стал матросом.
Рассказывал дед и такой поучительный случай, в котором он играл роль очевидца. Рядом с лагерем матросы нашли гранату и по неопытности решили ее разобрать. Положили ее в железный чан, а сами столпились вокруг. А она возьми да и взорвись. Кому выжгло глаза, кому оторвало руки, а кого и убило. Печально, что при таких глупых обстоятельствах погибли молодые парни.
Был и другой, не менее поучительный, но и не менее трагический случай. Было мало еды. Кормили плохо. Молодым ребятам всегда хотелось есть. Два матроса стащили с камбуза огромный кусок масла. С голодухи они съели его без хлеба, не думая о последствиях. У них произошел заворот кишок, и оба умерли. Толком не показав себя на войне, матросы погибли из-за голода.
Страшное было время. Много горя принесла война, но и многому научила. Дед в свои молодые годы освоил несколько профессий. Он был и связистом, и водителем, и мотористом.
Много новых мест увидел дед. Он был в Одессе, Севастополе и других городах, даже побывал за границей в Румынии, в городе Констанца».
Как известно, Румыния была союзницей гитлеровской Германии. Положение Румынии весной и летом 1944 г. в сравнении с 1939 —1941 гг. намного ухудшилось. Ограбление страны гитлеровцами, румынской крупной буржуазией и помещиками, непомерные военные расходы, бомбардировки промышленных центров и железнодорожных узлов, большие потери в рабочей силе — все это очень расстроило румынскую экономику. Многие предприятия из-за недостатка сырья не работали. Производство хлопчатобумажных тканей и трикотажа, например, сократилось в 4—5 раз. Цены на продукты питания и предметы первой необходимости возросли в 14 раз.
В ходе военной операция в августе- сентябре 1944 года 3-й Украинский фронт занял город Констанцу, где находилась военно-морская база Румынии (за день до этого в Констанце был высажен десант Черноморского флота).
12 сентября с Румынией было подписано перемирие.
Операция, получившая название Яссо-Кишиневской, завершилась крупным стратегическим успехом. Несмотря на первоначальную несогласованность действий 2-го и 3-го Украинских фронтов, им удалось полностью уничтожить 200 - тысячную немецкую группировку, состоявшую из дивизий 6-й и 8-й немецких армий. Румыния перешла на сторону союзников и включилась в военные действия на их стороне; Германия лишилась важнейшего стратегического сырья - румынской нефти. Коммуникации немецких войск в Югославии и Греции оказались под угрозой, и немцам пришлось начать вывод войск с Балканского полуострова.
Краснофлотец Иван Киселев тогда еще не знал всего этого, как не знал и того, что в 1945году после окончания школы связи Учебного отряда Черноморского флота в составе экипажа боевого корабля прибудет в порт Констанца. Сам еще практически мальчишка, он надолго запомнил, как в редкие случаи увольнений на берег он шел по улицам незнакомого города, к нему подбегали грязные, оборванные румынские ребятишки и, дергая за матросский бушлат, кричали: « Маринарэ, маринарэ (по румынски моряк)!» Знаками просили хлеба или какой-нибудь еды.
Краснофлотцы и сами ели не до сыта. В Румынии много всяких южных растений, которых на Урале не видывали. Позарились однажды матросики на абрикосы, росшие прямо вдоль дороги. С непривычки наелись экзотических фруктов так, что долго еще потом на них смотреть не могли.
Поход в Румынию лишь одна из страниц морской биографии И.А.Киселева. За 7 лет срочной службы были разные корабли, дальние походы. Активный по натуре, с пытливым умом и житейской сметкой деревенский паренек старался вникнуть во все тонкости морской службы, по возможности овладеть новыми профессиями.
Однажды начальство откомандировало его в медучилище. Но, проучившись там всего неделю, Иван понял - это дело не его. Попросил перевести его в школу шоферов, по окончании которой получил водительские права 2 класса. Автомобили стали для молодого матроса особым пристрастием. Он мог часами копаться в моторе, разбирать все до винтика, смазывая каждую деталь. Вслушивался в работу двигателя, как в особую музыку. Завгар отметил деловитость и профессионализм молодого водителя-моряка и командировал на легковой автомобиль. Так матрос Иван Киселев стал личным водителем заместителя командующего Черноморским флотом в Одессе.
Об Одессе надо сказать особо. Этот город в те годы , как впрочем и многие годы после службы, был самым любимым и замечательным для И.А.Киселева. Он любил его скверы и парки, Приморский бульвар, цветущие каштаны, площадь перед оперным театром, памятник Дюку Ришелье. Он всю жизнь любил песни, в которых упоминался город его юности.
Уже, будучи сугубо гражданским человеком, здесь в Качканаре, дома он частенько напевал, делая особый акцент на одесский говор:
- Я вам не скажу за всю Одессу.
Вся Одесса очень велика.
Но и Молдаванка и Пересыпь
Обожают Костю-моряка.
В послевоенные годы в Одессе в Военно-морском училище механиков флота был организован специальный набор на ускоренный курс обучения. Студентами становились моряки срочной службы, которая длилась для некоторых уже 7 и более лет. Вскоре зачислили в Училище и матроса Ивана Киселева. Учеба давалась тяжело. Общеобразовательные дисциплины, полученные в школе, были основательно забыты. Приходилось «грызть» гранит науки днем и ночью, в ущерб увольнительным. Полегче стало, когда начали изучать спецпредметы. Здесь многое было знакомо из практики, пригодились навыки корабельной морской службы.
Несмотря на строгий морской распорядок, годы учебы пролетели незаметно. И вот Иван Андреевич Киселев дипломированный механик, морской офицер в чине лейтенанта направлен на Тихоокеанский флот.
Великий Тихий океан
Из Одессы предстояло через всю страну ехать на край света во Владивосток. Иван не мог по пути не заехать на родину, в д. Старая Ляля, где тогда еще жил отец, многочисленные двоюродные братья, тетки и дядьки, а главное здесь ждала его Любушка, Любаша, Люба Бармина – скромная девушка с точеной фигуркой, размером ножки, как у Золушки, русыми локонами и серыми глазами. Молодой офицер заприметил ее еще в свой предыдущий приезд в отпуск и сейчас серьезно намеревался жениться и увезти Любушку на Дальний Восток. Надо сказать, что родители были против, отпускать дочь в такую даль, но Люба проявила характер, заявив, что ни за кого больше замуж не выйдет, как только за Ивана Киселева. Что поделать? Согласились. По деревенскому обычаю поставили бражку, приготовили нехитрое угощение, сыграли свадьбу.
Отпуск заканчивался, надо было спешить к месту новой службы. Путь, кстати, неблизкий. По тем временам поезд шел от Свердловска (ныне Екатеринбург) до Владивостока целую неделю. За окнами их вагона мелькали картины бескрайних сибирских просторов, станции и полустанки с самыми удивительными названиями – Хохотуй, Магдагачи, Ерофей Павлович и др. Во время остановок к вагонам спешили женщины с баулами, предлагая пассажирам горячую молодую картошечку и малосольные огурчики. В поезде начиналась дружная веселая трапеза, витал запах свежего укропчика, соседи по купе делились друг с другом домашними запасами, шли разговоры за жизнь, и дорога уже не казалась столь длинной и утомительной.
Однажды ночью на какой-то станции трое военных почти волоком притащили в купе Ивана и Любы пьяного офицера, затолкали его на верхнюю полку и ушли. Ночной попутчик проспал сутки, не слезая со своей верхней полки. На вторые сутки он спустился вниз и попросил водички. Было понятно, что ни еды, ни денег у него нет. Его угостили, чем смогли, напоили чаем. Поблагодарив за угощение, офицер вновь забрался на свое место, сказав при этом: «Ну, теперь доеду». И вновь погрузился в спячку.
Та первая поездка четы Киселевых оставила немало интересных воспоминаний и впечатлений. Например, видели трехметровый бюст Сталина, вырубленный прямо в скале и хорошо видный с линии железной дороги.
Говорят, этот памятник сделал неизвестный заключенный еще в 1935 году при строительстве Транссибирской магистрали в районе станции Амазар. Подъезжая к месту его расположения, машинисты поездов давали предупредительный гудок, чтобы пассажиры могли увидеть памятник вождю. К 70-летию Сталина (21.12.1949) в темное время суток бюст стали освещать прожектора. Здесь часто бывали экскурсионные группы, проходил торжественный прием в пионеры. В день похорон Сталина состоялся митинг пассажиров двух встречных поездов. В сентябре 1956 скала с бюстом была взорвана.
После двухнедельного путешествия лейтенант Киселев с супругой прибыли во Владивосток. Моряка ждал в порту приписки корабль, а куда устроить жену? Целый день скитался молодой лейтенант по городу в поисках жилья. Наконец, на окраине, на мысе Чуркин, удалось снять у какой-то старушки комнату в сарайчике, где из мебели была только кровать без сетки. Пришлось обмотать каркас веревкой, положить матрас и переночевать. Так на самом берегу Тихого океана начиналась семейная биография четы Киселевых.
Кадровый офицер, Иван Андреевич Киселев служил во Владивостоке, а затем на острове Русский, отдав военно-морскому флоту без малого два десятка лет. Уволен в запас в чине капитана-лейтенанта. Затем была «гражданка», возвращение на Урал, строительство Качканара, горно-обогатительный комбинат. Но это уже другие страницы биографии моряка последнего призыва Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.
Наталья Ивановна Титовец