1923 г. р.
Служба в Советской Армии с июля 1943 по ноябрь 1945 года. Волховский, Ленинградский, II Украинский фронты. 61 отдельная железнодорожная рота, 6 железнодорожный полк. Боевой путь: от Волхова - Белоруссия, Польша, Венгрия, Германия. Рядовая.
Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над
Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными.
С 1967 по 1980 год работала лаборантом в центральной комбинатской лаборатории Качканарского горно-обогатительного комбината.
Поезд шел на запад.
Была весна 1944 года. Поезд отправился от станции Торжок и уверенно набирал скорость. Позади уже десятки, сотни километров. Калининская область, Новгородская, Псковская…«Ах, какая большая наша страна!» – хотелось воскликнуть Нине. Но она с болью выдохнула: «Ох, какое большое горе!» Израненная земля, разрушенные и сожженные города и села – страшные следы недавних сражений с фашистами, которые исступленно рвались на восток, надеясь покорить Москву. «Не получилось!» – с каким-то злорадствомподумалаНина.Не получилось. Теперь поднатиском советских войск враги отступают, катятся на запад. К западным границам Советского Союза направляется и сформированный в Торжке шестой железнодорожный полк, в составе которого и она, Нина Темникова. Уверенно стучат колеса, длинный состав идет вперед, оставляя позади десятки, сотни, тысячи километров. Многострадальная земля встречает новую весну и дышит свободно, хотя в воздухе еще висит запах пожарищ.
«Весна…Дома у нас сейчас тоже весна», – подумала Нина. Какое раздолье, какой простор в оренбургских степях! Какие высокие травы, какие яркие цветы! Особенно буйные – май и июнь, когда все благоухает. Проснешься утром, распахнешь окно – и тебе улыбается солнце. На Южном Урале солнце встает рано. А в июле поднимается так высоко и так сильно палит, что степь изнывает от жары и в ее яркой палитре появляется рыжий цвет. Зато какие дыни и арбузы вызревают на бахчах! Кроме бахчевых, колхоз в селе Донском выращивал хлеб и корнеплоды, разводил скот.
Успешно работала на земле и семья Темниковых. Папа – оренбургский казак, с непокорным чубом и неразлучным конем.Мама – телятница в колхозе. Четверо детей: Нина – старшая, потом близняшки Мария и Евдокия, а младший – Александр. Росли, учились, помогали родителям. Нина после школы мечтала быть учителем.
А стала киномехаником. Так сложились обстоятельства, что она оказалась в Воронеже, где и поступила на курсы киномехаников. В этом городе и застала ее весть о войне. После курсов девушка вернулась домой и работала киномехаником в районе.
В 1943 году Нине Темниковой исполнилось двадцать лет ,и Беляевский военкомат призвал ее в армию. Родные переживали. Конечно, Нина не первая из девушек, которые с начала войны ушли на фронт. Но разве война – дело женское? Вот если быНина была врач или медсестра… Медики всегда военнообязанные. Понимали родные, что ужколи пришла война, то защищать Родину обязаны все.. И уж коли призвали Нину – значит, и она нужна на фронте. Понимали и все же тревожились. В районный центр Беляевку ее провожали мама и пятнадцатилетний брат Саша. Распрощались, и Нина вместе с другими уехала в Оренбург. А там была сформирована 61-я отдельная железнодорожная рота. Да, без железных дорог, как и без медиков, на войне тоже не обойтись. Девушек на железнодорожном транспорте работает много. И стала Нина железнодорожником. И вот вокзал в Оренбурге. На платформе многолюдно. Громкая команда – и платформа опустела; ожили, заговорили заполненные призывниками товарные вагоны. Протяжный гудок паровоза – и длинный состав тронулся. Ехали долго и не сразу узнали, что направляются на помощь блокадному Ленинграду.
Поезд остановился на станции Дно. И Нина с каким-то содроганием осознала вдруг, что родной дом, Урал сейчас далеко-далеко, а тут – война. Была ночь, но на небе вспыхивали яркие зловещие зарницы, слышались звуки канонады и гул вражеских самолетов. И завсем этим, где-то там – Ленинград. От станции Дно к блокадному городу вела узкоколейная железная дорога. Она и стала местом боевой службыдля Нины и ее спутников – новоиспеченных железнодорожных кадров. Непривычные, но такие приятные названия: Сосна, Ольха – немало станций соединила протянувшаяся в лесу узкоколейка. На одной из них в звании рядового Нина Темникова была и стрелочником, и дежурным по станции. Жили в землянках, работали под обстрелами и бомбежками. В Ленинград по узкоколейке доставлялись продукты, а на обратномпути везли раненых. Чтобы не рисковать, поезда шли без сигналов и только ночью. Но без жертв все же не обходилось.
–В атаку мы не ходили, – говорит Нина Александровна, – но крови и смертей насмотрелись с избытком.
Да, в боях они не участвовали, но отчетливо сознавали, что их служба – это тоже сражение. За город на Неве, за родную страну. Теряя друзей, они достойно несли эту службу, сопряженную с постоянной опасностью и риском, в постоянном напряжении физических и душевных сил. Ведь узкоколейка для блокадников тоже
была «дорогой жизни».
– Однажды здесь встретила я мужа моей двоюродной сестры. Смотрю на машиниста паровоза, а это он, Николай. А пообщаться то было некогда…
Но эта мгновенная встреча – будто яркий луч среди зимы, заметавшей узкоколейку. Словно привет из родных оренбургских степей, она согрела душу и сделала Нину сильней.
В январе 1944 года блокада Ленинграда была снята, а весной всех служивших на узкоколейке привезли в город Торжок Калининской области.
И вот сформированный здесь шестой железнодорожный полк направляется на запад. Состав уверенно набирает скорость, оставляя позади километры израненной советской земли. Тяжело видеть эти страшные раны! Согревает душу лишь то, что фронт идет на запад. Железнодорожный состав – тоже. Россия, Белоруссия… А вот и приграничный Брест, мужественная крепость, удивившая в 1941-м даже врагов и оказавшаяся и мне по зубам. Не по зубам Гитлеру оказался Советский Союз. И где теперь этот грозный завоеватель? Бегут его солдаты восвояси под натиском нашей армии. Вот уж и Брест, граница. А дальше Польша, Румыния, Венгрия. Здесь тоже заметны следы войны, но страшных разрушений нет. Ведь Гитлер почти беспрепятственно прошагал по Европе и торжествовал, пока не дошел до советской границы.. А теперь отступает и злится, и бомбит, и обстреливает с воздуха, вступает в бой с нашими войсками.
– Однажды (кажется, в Румынии), – вспоминает Нина Александровна, – мыс подругойЛеной отправились в лесок (дежурство по станции было не наше). Тихо, красиво. Собирали чернику, у нас в степи такие ягодыне растут. Уже возвращали обратно, когда в небе появился фашист и стал стрелять.Парни машут нам руками, сигналят, чтобы мы падали, ложились на землю. Мы упали, фашист улетел. А поднялась с земли только я, Лена была ранена. И чего стреляет? Ведь знает, что проиграл, что война идет к концу. Видать, после воздушного боя удирал от наших – и от злости давай палить с самолета. Сидел бы лучше дома – зачем воевать?
Зачем война? Этого Нина не понимала. Разве плохо, когда цветет мирная земля и колосятся поля? Для нее, сельской девчонки, это – счастье. На дорогах войны несла она в сердце картину цветущей оренбургской степи и ласкового солнца –и это согревало, придавало сил.О родном селе думала и в день Победы, который она встретила в Будапеште.
А дальше был радостный путь на восток, в Казахстан. Приехали в Акмолинск, в тот самый город, которому суждено будет стать Целиноградом, а потом Астаной – столицей республики. Акмолинский железнодорожный полк обслуживал пути до станции Караганда-Угольная. Была у них своя тяговая сила, свои путейцы,
дежурные по станции, прочий персонал. Нина как оператор отвечала за весь участок. Жили в бараках, пользовались привозной кухней. Армейская служба Нины Темниковой продолжалась до ноября 1945 года.
И вот она в селе Донском, демобилизованный солдат, единственный участник Великой Отечественной войны из семьи: папа, воевавший еще в первую мировую, был уже непризывного возраста, а младшие Темниковы пока подрастали.
Самым важным в послевоенной мирной жизни стал для Нины Кувандык. Есть такой промышленный город в Оренбургской области. Там, на метизно-механическом заводе, где она работала в ОТК, Нина встретила свое личное счастье. Это был начальник литейного цеха, и звали его Борис Литингмей. Инженер-химик, умный,
очень добрый, деликатный. Человек необычной судьбы. Мать его была русская, а отец – китаец, преданный своей профессии врач. Жили в Москве, там и родился Борис, там закончил первый класс. Потомсемья надолго уехала в Китай.А когда папа умер, мама с Борисом вернулись в Советский Союз. Было это в 1952 году. Этот
счастливый для Ниныгод стал началом ее семейной жизни. Тридцать лет в мире и согласии проживет она с мужем, пока не уйдет он в мир иной.
В Качканаре семья Литингмей с 1966 года. У Бориса Михайловича и Нины Александровны три дочери. Старшая Валентина и младшая Наталья – фармацевты. Средняя Ольга – горный инженер. К сожалению, она, умница и красавица, рано ушла из жизни. Сейчас Нина Александровна живет одна. Но о ней постоянной за тятся дочери и внуки.
–Уменя два внукаи три внучки, два правнука и одна правнучка, – с радостью и гордостью говорит она.
Нине Александровне восемьдесят седьмой год. Почти целый век прошла она вместе со своей страной. Хорошо помнит голодный 1933 год, коммуну и колхоз в селе Донском; помнит, как начинала налаживаться жизнь перед войной. Послевоенное строительство, целина, полеты в космос; и распад СССР, успехи и проблемыновой России – все прошло на ее глазах, через ее сердце. С ее участием мужали хорошели наш город юности. Нередков квартире Нины Александровны раздается телефонный звонок из Китая: там живет и учится внучка Женя, и радуют бабушку звонки из далекой страны. «Сколько разных стран на земле, больших и малых, – размышляет Нина Александровна. – Вот и жили бы в дружбе, удивляя друг друга мирными достижениями. И не воевали… И зачем людям война?..»