Росреестром реализованы различные способы получения государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и предоставлению сведений из Единого государственного реестра прав: в филиале Кадастровой палаты, в Многофункциональных центрах, с помощью выездного обслуживания, посредством почтового отправления и в электронном виде через портал Росреестра.
С 1 июня 2015 года введен в промышленную эксплуатацию электронный сервис Официального сайта Росреестра «Подать заявление на государственную регистрацию прав».
Услуга доступна для физических, юридических лиц, органов государственной власти. В качестве заявителя могут выступить как правообладатель, так и его представитель, а также нотариус. Подать документы на государственную регистрацию прав можно с помощью электронного сервиса «Подать заявление на государственную регистрацию прав» на сайте Росреестра www.rosreestr.ru.
Для подачи заявления на государственную регистрацию прав в электронном виде необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - ЭП). ЭП можно приобрести в специализированном удостоверяющем центре. Список сертифицированных удостоверяющих центров можно получить на официальном сайте Росреестра.
В рамках сервиса заявитель имеет возможность сформировать обращение, необходимое для предоставления услуги:
- заполнить электронное заявление. Состав полей соответствует содержанию заявления о государственной регистрации, представляемого в форме документа на бумажном носителе.
- прикрепить электронные документы (xml и pdf) согласно требуемому списку, подписанные усиленной квалифицированной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации подписывают такие документы при их составлении (издании) в форме документа на бумажном носителе либо усиленной квалифицированной подписью, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.
- подписать сформированное заявление и пакет обращения своей усиленной квалифицированной подписью.
Документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются:
- в форме электронных документов, подписанных ЭП лиц, которые вправе подписывать соответствующие документы на бумажном носителе (например, договор купли-продажи должен быть подписан ЭП сторон такого договора),
- в форме электронных образов документов, подписанных ЭП лиц, которые вправе заверять копии соответствующих документов на бумажном носителе (если закон допускает представление документов на бумажном носителе в копии без представления в подлиннике) (например, копия решения суда должна быть подписана ЭП лица, уполномоченного на заверение копий судебных актов).
Нотариально удостоверенный договор (сделка) может быть представлен как в форме электронного документа, подписанного ЭП сторон сделки и заверенного ЭП нотариуса, так и в форме электронного образа такого документа, подписанного ЭП нотариуса, который удостоверил такой договор, сделку.
После заполнения всех полей сервиса, загрузки документов и подписания заявления ЭП, а также заверения сформированного комплекта документов, необходимых для государственной регистрации прав, ЭП заявителя заявителю на адрес электронной почты, указанный в заявлении, направляется информация с указанием размера государственной пошлины, кода платежа для уплаты государственной пошлины и даты, до которой необходимо уплатить государственную пошлину.В случае предоставления документов для получения услуг в электронном виде размер государственной пошлины для физических лиц сокращается на 30%.Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов является день получения Росреестром сведений об уплате государственной пошлины.
После получения Росреестром подтверждения об уплате государственной пошлины в нужном размере заявитель получает на адрес электронной почты, указанный в заявлении, информацию о приеме документов на государственную регистрацию прав.
После принятия Росреестром решения о государственной регистрации заявителю на адрес электронной почты направляется электронный документ, подтверждающий проведенную государственную регистрацию.