Федеральным законом от 21.12.2013 № 370-ФЗ внесены изменения в ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросу осуществления полномочий по контролю за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, которые вступили в силу с 01.01.2014.
С указанного времени к мероприятиям по контролю в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются.
В связи с этим Качканарский отдел Управления Росреестра формирует проект ежегодного плана проведения плановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (далее – План) на 2015 год по установленной форме.
В состав Плана включаются органы местного самоуправления или их должностные лица, принимающие решения в сфере земельного законодательства, (подписывающие распорядительные акты, заключающие договора), результаты деятельности которых вызывают обоснованные сомнения или имеют признаки нарушения требований земельного законодательства.
Обращаем Ваше внимание, что новой редакцией ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится органом государственного контроля (надзора) не чаще одного раза в два года.
Представленный План рассматривается прокуратурой Свердловской области на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), после чего вводится в автоматизированную систему для выявления совпадений проверок разными органами государственного контроля (надзора) в отношении одного органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления.
При установлении несоответствия представленных органами контроля (надзора) конкретных пунктов плана требованиям законодательства подобные пункты исключаются с уведомлением органов контроля в срок до 10 сентября.
При выявлении совпадений проверок в отношении одного органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления несколькими органами государственного контроля (надзора), в срок до 10 сентября в адрес руководителей последних направляются предложения о проведении совместных мероприятий.
По результатам работы по согласованию сроков проведения проверочных мероприятий с иными органами государственного контроля (надзора), проекты планов с откорректированной датой проведения плановой проверки представляются в прокуратуру области в срок до 20 сентября.
Кроме того, обращаем внимание, что совместные, проверочные мероприятия предполагают одновременное проведение специалистами различных органов государственного контроля (надзора) проверки деятельности одного органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления в течение согласованного периода времени.
Вместе с тем, каждым органом государственного контроля (надзора) проверка проводится самостоятельно с составлением отдельного акта.
Обобщение результатов проверки различных органов государственного контроля (надзора) в единый акт проверки недопустимо.
Сводный план подлежит размещению на официальном сайте прокуратуры Свердловской области в сети Интернет до 1 ноября. Кроме того, органам государственного контроля (надзора) надлежит размещать соответствующую часть плана на своих официальных сайтах.
Внесение изменений в план производится только в случаях ликвидации или реорганизации органа местного самоуправления, упразднения или сокращения должности местного самоуправления, а также в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы (военного положения, стихийного бедствия, смерти должностного лица или иных).
При реорганизации контролирующего органа или передаче части его полномочий иному органу, проверочные мероприятия не исключаются, а проводятся органом, которому они переданы.
Согласование внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц осуществляется исключительно прокуратурой Свердловской области (прокурором либо заместителем).
Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц указан в ч. 2.6 ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ, к которым отнесены: обращения граждан, юридических лиц, информация от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан, поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановых проверок в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Анонимные обращения и обращения, не содержащие указанные выше факты, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Орган государственного контроля (надзора) направляет в прокуратуру области подписанное его руководителем решение о проведении внеплановой проверки деятельности органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, с приложением документов, подтверждающих наличие основания для проведения проверки.
Указанные документы рассматриваются прокуратурой области в течение 1 суток, по результатам принимается одно из следующих решений: о согласовании проведения внеплановой проверки либо об отказе в согласовании ее проведения.
В целях своевременного вручения соответствующего решения органа прокуратуры в обязательном порядке необходимо указывать реквизиты и контактные телефоны ответственного исполнителя органа государственного контроля (надзора).
Требования о проведении внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления направляются исключительно прокуратурой Свердловской области. Не могут являться основаниями для проведения проверок требования, подписанные прокурорами городов и районов, их заместителями.
Вместе с тем, территориальными отделами органов государственного контроля (надзора) в обязательном порядке подлежат исполнению требования прокуроров городов, районов и их заместителей о выделении специалистов для участия в прокурорской проверке, с последующим предоставлением справки о результатах проверочных мероприятий.
Результаты внеплановых проверок, согласованных прокуратурой области, а также проверок, проведенных на основании требований прокуратуры Свердловской области, подлежат незамедлительному предоставлению в прокуратуру Свердловской области для учета.
Кроме того, информация о результатах проведенных проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, в том числе о выявленных нарушениях и предписаниях об их устранении (с указание сроков исполнения), в течение 1 месяца подлежит размещению на официальном сайте органа государственного контроля (надзора).
В целях обмена информацией о проведенных плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц раз в полугодие, в срок не позднее 5 июля и 5 января органам государственного контроля (надзора) надлежит представлять в прокуратуру Свердловской области на электронном и бумажном носителе акт сверки по установленной форме, подписанный руководителем.